СКАЗКА О ТОМ, КАК ТЕКСТ ПОЯВИЛСЯ Жили-были буквы. Буквы не какие-нибудь, а ГЛАСНЫЕ: а, о, у, и, е, ё, ы, э, ю, я. Целыми днями буквы песни распевали и гласили, что было силы: то по одной, то по две вместе, то все сразу: - А-А, У-У,О-О, Ю-Ю… -УА-УА,ИО-ОИ, ЭА-ЭА, ЁИ-ЁИ… -АОУИЕ-АОУИЕ, ЯЮИЭОЁ-ЯЮИОЁ… Через некоторое время буква А пригорюнилась и сказала своим подружкам, что как-то надоело только гласить и петь, хочется ещё каким-то делом заняться. Тогда Буква Я пропела: Говорят, что есть такая волшебница – АЗБУКА и знакома она не только с нами, ГЛАСНЫМИ, но и с другими буквами. Только, что это за буквы, я не знаю. Только Я это сказала, как явилась АЗБУКА и молвила: Вижу, мои дорогие ГЛАСНЫЕ, надоело вам только петь и веселиться. Верно буква Я сказала, что есть на свете и другие буквы – СОГЛАСНЫЕ. Сказала это АЗБУКА, и тут же появились СОГЛАСНЫЕ буквы: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, К, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они стали низко кланяться ГЛАСНЫМ буквам и во всём с ними СОГЛАШАТЬСЯ. Очень обрадовались ГЛАСНЫЕ, что у них столько друзей появилось, да ещё таких добрых и покладистых, со всем согласных. И стали буквы опять поживать, да горя не знать. Жить им стало намного веселее и интереснее. Потому как стали буквы ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ парочками дружить да ходить, и из этой дружбы СЛОГИ получились: -МА-ПА-КИ-КО-РА-СИ-ЛЁ-ЖИ-СУ-ВЫ-БО-ЯС-ЮР-ИП-АЗ-ИЖ-ОД-ЦА…. Буквам очень нравилось составлять СЛОГИ и занимались они этим занятием с утра до вечера. Потом буква А предложила: А давайте проверим, что получится, если мы слоги соединим? Это предложение всех заинтересовало, и начали буквы слоги соединять и получились – СЛОВА. У букв аж дух захватило, какие слова выходят необыкновенные: и большие, и маленькие. Можно составлять их великое множество и всё разные получаются: МАК- РАК – СОК – СОВОК – МАМА – ПАПА – МАРМЕЛАД - ШОКОЛАД – ВОДОПАД - СНЕГОПАД…. Но вот как-то пришла к ним в гости АЗБУКА, посмотрела, чем буквы занимаются и сказала: Вижу, вас надо с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ познакомить. Обрадовались буквы, все разом загалдели, заговорили: Ой, ПРЕДЛОЖЕНИЕ!? А как оно выглядит? Ах, как интересно, ну просто чудесно! АЗБУКА утихомирила возбуждённых букв и сказала: - Ваше расположение образует ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Как это ин-те-рес-но-о-о, - пропели ГЛАСНЫЕ буквы. МЫ согласны, согласны, - закивали СОГЛАСНЫЕ буквы. ПРЕДЛОЖЕНИЕ появится, если вы соедините несколько слов вместе. Но есть одно очень важное условие: СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ. Иначе предложение не получится и дружить с вами не будет. Значит, мы должны соединить слова! – догадалась буква А. Давайте скорее соединять. Просто ужасно не терпится посмотреть, что из этого получится. – воскликнула Б. БУКВЫ быстро закружились и начали составлять предложение: Сначала буквы образовали СЛОГИ. Из СЛОГОВ образовались СЛОВА. А из СЛОВ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СОЛНЦЕ, НЕБЕ, СВЕТИТ, В, ЯРКОЕ. АЗБУКА прочитала то, что составили БУКВЫ, и сказала строго: Уважаемые ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ, будьте внимательны! Прочтите то, что написали, и скажите – самим-то вам понятно составленное вами ПРЕДЛОЖЕНИЕ? И, вообще, есть ли здесь ПРЕДЛОЖЕНИЕ? Начали БУКВЫ читать внимательно и дочитались до того, что СЛОВА в этом ПРЕДЛОЖЕНИИ не связаны по смыслу, а значит, и ПРЕДЛОЖЕНИЕ не получилось. Но не растерялись дружные БУКВЫ, посовещались, переставили СЛОВА, и получилось складненькое-ладненькое ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СВЕТИТ В НЕБЕ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ. -Вот это другое дело, - сказала АЗБУКА. – Запомните, БУКВЫ дорогие, ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ. Сказала это АЗБУКА и пошла по своим азбучным делам. Очень обрадовались буквы такому открытию и начали разные- разные ПРЕДЛОЖЕНИЯ составлять: На лугу коза скакала. Пошла мама в магазин и купила апельсин. Солнце вышло из-за туч и послало детям луч. БУКВЫ трудились упорно и старательно и вскоре у них стали получаться замечательные предложения: большие и маленькие, весёлые и грустные, разные-разные. Позвали снова БУКВЫ АЗБУКУ в гости и давай для неё предложения составлять: Азбука, азбука, - Мы с тобою дружим! Азбука, азбука, Все мы тебя любим! Приглашаем в гости Чаще к нам ходить! Будем мы тебя Всегда благодарить! Ты связала буквы вместе, И теперь мы все на месте. Быть нам вместе интересно, И чудесно и прелестно! Занимательно, увлекательно! По-зна-ва-тель-но! Ах! Ах! Удивительно! – Воскликнула АЗБУКА. – Получилось! Вы сами додумались и составили – ТЕКСТ! ТЕКСТ? – переспросили буквы. – А кто это такой важный – ТЕКСТ? Очень просто, раз Вы сами до этого додумались: ТЕКСТ – ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вот вы стишок-приветствие для меня составили, а здесь несколько предложений, и все они связаны по смыслу. Даже ТЕМА ТЕКСТА есть: этот ТЕКСТ про меня, то есть про АЗБУКУ. ТЕМА ТЕКСТА – ЭТО О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. Ох! Как интересно! О! Да это чудесно! Ой! Замечательно! – закричали хором БУКВЫ. Теперь, друзья мои, я познакомлю вас со ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ, которые непременно должны участвовать в составлении ТЕКСТА. Познакомьтесь – это ТОЧКА. Она ставится в конце каждого предложения, когда заканчивается мысль ПРЕДЛОЖЕНИЯ. И называются такие предложения ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, так как повествуют, о ком или о чём говорится в этом же ПРЕДЛОЖЕНИИ. Поэтому следующее предложение надо начинать обязательно с ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Например: В будке жил огромный пёс. Звали все его Барбос. Ах, как замечательно! – воскликнула буква З. Вот, вот, буква Д сейчас составила ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Познакомьтесь, дорогие БУКВЫ, с ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ. Он ставится в конце ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Например: Караул! Караул! Мишка чуть не утонул! Удивительно! Изумительно! Восхитительно! – начали восклицать буквы по очереди. А что вы нам ещё интересненького расскажете, дорогая АЗБУКА? Замечательный вопрос! – вот мы с вами и добрались до ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГОВОРИТ: О КОМ ИЛИ О ЧЁМ СПРАШИВАЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. В КОНЦЕ ТАКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Например: Чижик-пыжик, где ты был? А где моя большая ложка? Кто стучится в дом ко мне С толстой сумкой на ремне? А мы и не знали, Что такое бывает, Чудесные знаки Мир чувств открывают! – сказали буквы. Вот-вот, какие чудеса появляются, если дружить со мной – АЗБУКОЙ. А вам, БУКВЫ, я даю задание: составьте ТЕКСТ-СКАЗКУ. Для этого вам потребуется много ПРЕДЛОЖЕНИЙ, связанных между собой по смыслу. Хорошо! Отлично! Сделаем всё прилично! Сделаем обязательно! Быстро и очень старательно! – ответили хором буквы. Когда АЗБУКА ушла по своим делам, БУКВЫ подумали, подумали и решили составить текст-сказку про себя, то есть про БУКВЫ и про то, как они научились ТЕКСТ составлять. А я подслушала эту сказку и вам, ребята, рассказала. Понравилась? |