НАЗАД
НАЗАД
Б
Р
И
К
С
Б
Р
У
М

СКАЗКА О ТОМ, КАК ТЕКСТ ПОЯВИЛСЯ

Автор Элла Ольха

Жили-были буквы. Буквы не какие-нибудь, а ГЛАСНЫЕ: а, о, у, и, е, ё, ы, э, ю, я. Целыми днями буквы песни распевали и гласили, что было силы: то по одной, то по две вместе, то все сразу:

- А-А, У-У,О-О, Ю-Ю…

-УА-УА,ИО-ОИ, ЭА-ЭА, ЁИ-ЁИ…

-АОУИЕ-АОУИЕ, ЯЮИЭОЁ-ЯЮИОЁ…

Через некоторое время буква А пригорюнилась и сказала своим подружкам, что как-то надоело только гласить и петь, хочется ещё каким-то делом заняться. Тогда Буква Я пропела:

•  Говорят, что есть такая волшебница – АЗБУКА и знакома она не только с нами, ГЛАСНЫМИ, но и с другими буквами. Только, что это за буквы, я не знаю.

Только Я это сказала, как явилась АЗБУКА и молвила:

•  Вижу, мои дорогие ГЛАСНЫЕ, надоело вам только петь и веселиться. Верно буква Я сказала, что есть на свете и другие буквы – СОГЛАСНЫЕ.

Сказала это АЗБУКА, и тут же появились СОГЛАСНЫЕ буквы: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, К, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они стали низко кланяться ГЛАСНЫМ буквам и во всём с ними СОГЛАШАТЬСЯ.

Очень обрадовались ГЛАСНЫЕ, что у них столько друзей появилось, да ещё таких добрых и покладистых, со всем согласных. И стали буквы опять поживать, да горя не знать. Жить им стало намного веселее и интереснее. Потому как стали буквы ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ парочками дружить да ходить, и из этой дружбы СЛОГИ получились:

-МА-ПА-КИ-КО-РА-СИ-ЛЁ-ЖИ-СУ-ВЫ-БО-ЯС-ЮР-ИП-АЗ-ИЖ-ОД-ЦА….

Буквам очень нравилось составлять СЛОГИ и занимались они этим занятием с утра до вечера. Потом буква А предложила:

•  А давайте проверим, что получится, если мы слоги соединим?

Это предложение всех заинтересовало, и начали буквы слоги соединять и получились – СЛОВА. У букв аж дух захватило, какие слова выходят необыкновенные: и большие, и маленькие. Можно составлять их великое множество и всё разные получаются:

•  МАК- РАК – СОК – СОВОК – МАМА – ПАПА – МАРМЕЛАД - ШОКОЛАД – ВОДОПАД - СНЕГОПАД….

Но вот как-то пришла к ним в гости АЗБУКА, посмотрела, чем буквы занимаются и сказала:

•  Вижу, вас надо с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ познакомить.

Обрадовались буквы, все разом загалдели, заговорили:

•  Ой, ПРЕДЛОЖЕНИЕ!?

•  А как оно выглядит?

•  Ах, как интересно, ну просто чудесно!

АЗБУКА утихомирила возбуждённых букв и сказала:

- Ваше расположение образует ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

•  Как это ин-те-рес-но-о-о, - пропели ГЛАСНЫЕ буквы.

•  МЫ согласны, согласны, - закивали СОГЛАСНЫЕ буквы.

•  ПРЕДЛОЖЕНИЕ появится, если вы соедините несколько слов вместе. Но есть одно очень важное условие: СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ. Иначе предложение не получится и дружить с вами не будет.

•  Значит, мы должны соединить слова! – догадалась буква А.

•  Давайте скорее соединять. Просто ужасно не терпится посмотреть, что из этого получится. – воскликнула Б.

БУКВЫ быстро закружились и начали составлять предложение:

Сначала буквы образовали СЛОГИ.

Из СЛОГОВ образовались СЛОВА.

А из СЛОВ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СОЛНЦЕ, НЕБЕ, СВЕТИТ, В, ЯРКОЕ.

АЗБУКА прочитала то, что составили БУКВЫ, и сказала строго:

•  Уважаемые ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ, будьте внимательны! Прочтите то, что написали, и скажите – самим-то вам понятно составленное вами ПРЕДЛОЖЕНИЕ? И, вообще, есть ли здесь ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

Начали БУКВЫ читать внимательно и дочитались до того, что СЛОВА в этом ПРЕДЛОЖЕНИИ не связаны по смыслу, а значит, и ПРЕДЛОЖЕНИЕ не получилось.

Но не растерялись дружные БУКВЫ, посовещались, переставили СЛОВА, и получилось складненькое-ладненькое ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

СВЕТИТ В НЕБЕ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ.

-Вот это другое дело, - сказала АЗБУКА. – Запомните, БУКВЫ дорогие, ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ.

Сказала это АЗБУКА и пошла по своим азбучным делам.

Очень обрадовались буквы такому открытию и начали разные- разные ПРЕДЛОЖЕНИЯ составлять:

•  На лугу коза скакала.

•  Пошла мама в магазин и купила апельсин.

•  Солнце вышло из-за туч и послало детям луч.

БУКВЫ трудились упорно и старательно и вскоре у них стали получаться замечательные предложения: большие и маленькие, весёлые и грустные, разные-разные.

Позвали снова БУКВЫ АЗБУКУ в гости и давай для неё предложения составлять:

•  Азбука, азбука,

- Мы с тобою дружим!

•  Азбука, азбука,

•  Все мы тебя любим!

•  Приглашаем в гости

•  Чаще к нам ходить!

•  Будем мы тебя

•  Всегда благодарить!

•  Ты связала буквы вместе,

•  И теперь мы все на месте.

•  Быть нам вместе интересно,

•  И чудесно и прелестно!

•  Занимательно, увлекательно!

•  По-зна-ва-тель-но!

•  Ах! Ах! Удивительно! – Воскликнула АЗБУКА. – Получилось! Вы сами додумались и составили – ТЕКСТ!

•  ТЕКСТ? – переспросили буквы. – А кто это такой важный – ТЕКСТ?

•  Очень просто, раз Вы сами до этого додумались: ТЕКСТ – ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

•  Вот вы стишок-приветствие для меня составили, а здесь несколько предложений, и все они связаны по смыслу. Даже ТЕМА ТЕКСТА есть: этот ТЕКСТ про меня, то есть про АЗБУКУ.

•  ТЕМА ТЕКСТА – ЭТО О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

•  Ох! Как интересно! О! Да это чудесно! Ой! Замечательно! – закричали хором БУКВЫ.

•  Теперь, друзья мои, я познакомлю вас со ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ, которые непременно должны участвовать в составлении ТЕКСТА.

•  Познакомьтесь – это ТОЧКА. Она ставится в конце каждого предложения, когда заканчивается мысль ПРЕДЛОЖЕНИЯ. И называются такие предложения ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, так как повествуют, о ком или о чём говорится в этом же ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Поэтому следующее предложение надо начинать обязательно с ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Например:

•  В будке жил огромный пёс.

Звали все его Барбос.

•  Ах, как замечательно! – воскликнула буква З.

•  Вот, вот, буква Д сейчас составила ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Познакомьтесь, дорогие БУКВЫ, с ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ. Он ставится в конце ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Например:

•  Караул! Караул! Мишка чуть не утонул!

•  Удивительно! Изумительно! Восхитительно! – начали восклицать буквы по очереди.

•  А что вы нам ещё интересненького расскажете, дорогая АЗБУКА?

•  Замечательный вопрос! – вот мы с вами и добрались до ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

•  ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГОВОРИТ: О КОМ ИЛИ О ЧЁМ СПРАШИВАЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. В КОНЦЕ ТАКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Например:

•  Чижик-пыжик, где ты был?

•  А где моя большая ложка?

•  Кто стучится в дом ко мне

С толстой сумкой на ремне?

•  А мы и не знали,

Что такое бывает,

Чудесные знаки

Мир чувств открывают! – сказали буквы.

•  Вот-вот, какие чудеса появляются, если дружить со мной – АЗБУКОЙ. А вам, БУКВЫ, я даю задание: составьте ТЕКСТ-СКАЗКУ. Для этого вам потребуется много ПРЕДЛОЖЕНИЙ, связанных между собой по смыслу.

•  Хорошо! Отлично!

•  Сделаем всё прилично!

•  Сделаем обязательно!

•  Быстро и очень старательно! – ответили хором буквы.

Когда АЗБУКА ушла по своим делам, БУКВЫ подумали, подумали и решили составить текст-сказку про себя, то есть про БУКВЫ и про то, как они научились ТЕКСТ составлять.

А я подслушала эту сказку и вам, ребята, рассказала. Понравилась?