Школа юных писателей

УРОК ПЕРВЫЙ

УРОК 2, УРОК 3

ГРАФОМАНЧИК: - Здравствуйте, дедушка Книгоман Гурманович! ГРАФОМАНЧИК
Рис. Людмилы Колесовой
КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ
Рис. В. Черняевой
КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- Здравствуй, Графоманчик. Ты чего такой грустный?
 

ГРАФОМАНЧИК:
- Я не грустный, а задумчивый.

Я - мальчик-Графоманчик.
Мой предок - знатный граф.
А мне кричат: - Обманщик!
Внушают: - Ты неправ!  

Мне больно слышать речи
Завистливых тупиц:
Во мне увековечен
Род очень важных лиц!  

Описаны в романах,
Мы все - одна семья... Не зря же
ГРАФОМАНОВ Фамилия моя!  

И задумал я отличиться и стать знаменитым, как граф Лев Толстой. Осталось только написать свою собственную книгу и прославиться на весь МИР.

Читал-читал я книжки и вдруг... Что? А вот что: стал меня зуд донимать. Правда-правда! Писательский. Тот пишет, другой... А я рыжий?! Уж так охота рассказ или сказку написать, что, хоть лопни! А чего такого-то? Легко и просто - сел да накатал! Вот хотя бы:

  У лукоморья дуб зелёный;
  Златая цепь на дубе том

Надо же! Во пишут люди! Хм... я, наверно... И вдруг мне в ухо шепчет... Голос: "и ты так смо-ожеш-шь... сможеш-шь..."

Я мотнул головой, мол, без тебя знаю! Дескать, не мешай пока!

Та-ак... возьмём другую книжку... Ага-а... "Народные сказки" -

   Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба ... яичко снесла... золотое...

Х-ха! Тоже мне, удивили! И я так написать смогу! Пусть Мышке "спасибо" говорят, а то до сих пор бы колотились с яичком-то...

  Ну-ка... а эта... что за сказка?-

   Жили-были дед и баба. Ели кашу с молоком. Рассердился дед на бабу - хлоп ...

  Хм... ну и чё тут такого?.. Боксёрский приёмчик, и - бабка в подполе!

  Ничего и придумывать не надо! Нет, щас я уж точно накатаю... тако-ое - ого-го! -

  Никто раньше не писал! Ща-ас... все поп а дают...

  Сажусь и... Хм... С чего начать-то?..

  Тот же Голос торжественно шепчет:

  - Не волну-уйся, дружок, ты смо-ожеш-шь - было бы жела-ание. Тепе-ерь ты - Волш-шебник.

  А сейчас запомни се-емь магических пра-авил:

1. Выбери героев (о ком писать собираешься).

2. Оживи их (ты же Волшебник!). И тогда Прыщик на твоём лбу заговорит с поросёнком вон из той лужи, с квакушкой из грязного болота или драным мешком, что мотается на дереве.
И, заметь, на одном языке!   

3. Полюби своих героев, но отправь их в трудное путешествие - в страну подвигов, любви, сражений! А пото-ом... верни их... с победой! Ого!! Тогда эти герои, знаешь, как тебя зауважают! Посмотришь! А уж читатели за такие интересные сказки-рассказки тебя вообще на руках носить будут!!

4. Рассказывай историю простым живым языком. Смотри, как противно: "я являюсь учеником 5-го класса". Скажи проще - "Я - ученик 5-го класса".

Или - "Он нанёс собаке по кличке Шарик лёгкий удар по носу двумя согнутыми пальцами". А ведь всего-то - "Он щёлкнул Шарика по носу!" За что? А вот и расскажи, за что!

5. Не повторяй слишком часто одни и те же слова, заменяй похожими по смыслу.

Ты заметил, какой наш русский язык красивый и богатый словами? Ну вот, к примеру, как... дворовый Шарик блохами. Знаешь, почему? А потому, что язык с Шариком - живые...

6. Читай, читай, читай! (Вот я повторяха!!) Читай и присматривайся, КАК пишут любимые писатели. Вишь, как хорошо написано-то про цепь золотую, что на дубе... том...

7. Тренируйся-не ленись! - пиши каждый день (вроде зарядки по утрам!)

Накачивай мышцы для боёв-конкурсных баталий (и с издателями тоже)!

8. Написал историю? А теперь - выискивай ошибки, как наш Шарик блошек. Смотри-смотри, сколько их ползает! Лови-убирай скорей!

  Выслушал я советы Голоса. Почесал затылок и призадумался... да-а... смогу ли я писать рассказки? Ну... хоть... одну...

  А Голос шепчет: "сможеш-шь... сможеш-шь..."

КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- Мда, книгу написать непросто, нужно очень постараться. И голос твой хорошие тебе советы дает.

ГРАФОМАНЧИК:
- Давать то он дает, да я их использовать не могу. Ничего не придумывается. Не могу главного героя придумать, да чтобы он еще и особенным был, - вздохнул Графоманчик.

КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- А давай мы с тобой у ребят помощь попросим.
И заодно конкурс проведем на лучшую сказку или рассказ.

- Про меня, про меня напиши! Про меня еще ничего нет.

ГРАФОМАНЧИК:
- А ты кто такой будешь?

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЯЧОК:
-Я-то?
Я сластёна – червячок,
Обожаю книжки
не страшны мне ни крючок,
ни другие фишки.

По страничкам я ползу
Смело, без опаски
И грызу, грызу, грызу
Басенки и сказки.

Лишь одна проблема есть, -
Лучше б вам не слушать!
Всё, что вы смогли прочесть,
мне уже не скушать!

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЯЧОК
Рис. В. Черняевой

КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- Это не тебя ли разыскивают Брумчики по всему терему?

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЯЧОК:
- Меня. Только вы им меня не выдавайте, уж очень мне у вас здесь нравится.

ГРАФОМАНЧИК:
- А ты помоги нам конкурс для ребят придумать, тогда не выдадим.

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЯЧОК, поглаживая животик:
- Отлично, я согласен. Заодно и поем.

КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- Но прежде, чем конкурс нам объявить, я хочу дать ребятам подсказку, как написать рассказ или сказку.

Жил-был на белом свете один веселый и очень добрый человек, который самозабвенно любил детей, придумывал для них разные игры и истории. Звали этого человека Джанни Родари. Да-да, это тот самый итальянский писатель, который сочинил "Приключения Чиполлино", "Путешествие Голубой Стрелы" и много других сказок. А еще Джанни Родари работал в школе. Все ребята его очень любили, потому что Джанни Родари был прекрасным выдумщиком, и рядом с ним никогда не было скучно. Но самое главное, он учил ребят фантазировать.

   Почему вы смеетесь? Думаете, фантазировать легко? Говорите, что любой может? А каждый ли сможет придумать необыкновенную историю так, чтоб всем было интересно слушать? Всем-всем: и папам, и мамам, и девочкам, и мальчикам, и даже строгой учительнице. А Джанни Родари учил своих подопечных сочинять такие сказки-небылицы.

   Рассказать - как? Ну, слушайте, запоминайте и обязательно попробуйте сочинить что-нибудь сами.

ИГРА ПЕРВАЯ

ЧТО ТАМ ЗА СЛОВАМИ?..

Играть можно одному, вдвоем, всей семьей или классом. Первое, что нужно сделать, это найти два подходящих слова. Для этого можно наугад ткнуть пальцем в словарь или какую-нибудь другую книжку. Можно попросить загадать слова двух людей.

   Неинтересно, если слова будут перекликаться, например, "жаба и лягушка" или "лягушка и болото". "Лягушка и медведь" тоже не очень интересно, хотя можно, конечно, придумать, о чем будут разговаривать эти животные. А вот слова "лягушка" и "Марс" уже практически не связаны друг с другом: лягушка живет на Земле в каком-нибудь болоте, а планета Марс - вон где - далеко в космосе.

   Теперь попробуем соединить эти слова, то есть сделаем из них словосочетание. Например, "лягушка на Марсе". Ага! Уже интересно, что же там, на загадочной красной планете, может делать наша зеленая квакушка. А если так: "Лягушка с Марса"? Теперь лягушка вряд ли похожа на ту, что сидела под капустным листом в бабушкином огороде. Теперь это особая, "марсианская", лягушка. Как она выглядит, чем занимается, с кем дружит - обо всем этом и будет ваша история.

   А вот еще название: "Лягушка с "Марсом". Здесь "Марс" уже не планета, а шоколадка. Теперь ваш черед придумать название сказки.

   Джанни Родари предлагал поиграть со словами "пес" и "шкаф". У него получились такие словосочетания: "пес со шкафом", "шкаф пса", "пес в шкафу", "пес на шкафу". За каждым названием своя сказка-рассказка. И не одна.

   Вот, оказывается, как много прячется историй за обычными словами.

ИГРА ВТОРАЯ

ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...

   Некоторые люди любят жаловаться, что их жизнь скучна и однообразна. На самом деле, утром мы встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем, идем на работу. Там у каждого из нас свои дела. Они бывают разные: интересные и скучные, срочные и так себе. Вечером мы возвращаемся домой, ужинаем, смотрим телевизор, умываемся и идем спать. У кого день проходит не так? Вы, наверное, очень счастливый человек, и найдется немало людей, которые искренне вам позавидуют.

   А тем, у кого жизнь однообразная, что делать? Какие сказки при такой жизни можно сочинить? А вот, оказывается, можно, если задать себе вопрос "Что будет, если..."

   А что, если не почистить утром зубы?.. А что, если машина не заведется?.. А что, если приедем в детский сад только к обеду?.. Да... Что-то не очень интересно получается. А что, если изменения придумать маленькие-маленькие, а последствия будут как будто большие-большие?

   Вот, например, что случится, если у шубки вдруг оторвутся все пуговицы разом, или молния на куртке перестанет застегиваться? А вдруг полы шубки (или куртки) превратятся в крылья, и ты полетишь высоко-высоко, далеко-далеко?...

   Или... Что будет, если все дороги превратятся в реки? На чем будем добираться на работу? Как при этом изменится наша жизнь?

   Или... Нет, дальше придумывайте сами. Главное, помните волшебные слова "Что было бы, если..."

Еще такие игры можно найти здесь:  

   Скачать книгу Дж. Родари "Грамматика фантазии" можно по адресу: http://www.vbooks.ru/AUTHORS/DZGANNI-RODARI/004988.html

  О Джанни Родари пишет Ольга Мяэотс: http://lib.1september.ru/2004/02/13.htm

ГРАФОМАНЧИК:
- Ой, как мне нравится играть в эти игры! И, оказывается, что быть писателем совсем не трудно, а даже легко! Я даже готов с ребятами посостязаться в конкурсе сказок и рассказов.

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЯЧОК, облизываясь:
- И я готов! Только, чур, все работы с ошибками – мои!

КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- Зачем они тебе?

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЯЧОК:
- Ну, надо же мне чем-то питаться?

КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- Хорошо, хорошо, но думаю, что таких работ будет немного. Правда, ребята?

Итак, объявляем конкурс на лучший рассказ и сказку про ….

ГРАФОМАНЧИК:
- А про кого же?

КНИЖНЫЙ ЧЕРВЯЧОК:
- Ну, вы что, забыли что ли? Конечно про меня! Я даже название придумал ПРО ШУРШАВЧИКА , это потому, что, когда я ем – шуршу, вот!

КНИГОМАН ГУРМАНОВИЧ:
- Замечательно! Принимается!

Ребята, наш конкурс непростой. Вам нужно придумать: кто же Шуршавчик такой, где он живет, что он ест и что пьет, с кем он играет и что он поет? Может быть, это слон? Может быть, это дом или инопланетянин такой?

В общем, думайте, фантазируйте, размышляйте, сочиняйте и к нам в редакцию свои работы присылайте .

Наш адрес: detgiz@gmail.com

Лучших авторов ждут призы и размещение их работ и фотографий на сайте.

До скорого свидания!

С вами играли и вас обучали писатели:

Тамара Москалева c помощью Голоса Графоманчика
Надежда Иволга и Джанни Родари
Андрей Кропотин – поэт, сочинил стихи Графоманчика
Леонид Брайловский - поэт, сочинил стихи Книжного Червячка
Светлана Дениженко – редактор Школы Юных Волшебников – записала беседу Графоманчика, Книгомана Гурмановича и Книжного Червячка
Валентина Черняева и Людмила Колесова – художники
Ольга Добросовестная – главный редактор
Артём Каверин – продюсер

НАЗАД
НАЗАД
Б
Р
И
К
С
Б
Р
У
М